как
можно научить детей разумной осторожности, при этом не задев их доверия
окружающему миру (особенно - людям)? «Не задев их
доверия...» Прямо вот не задев, не дотронувшись до доверия ни волоском?
Да не выйдет же не задеть. Придется задеть, и очень даже
основательно, придется сильно поработать с этим самым доверием,
подвергнуть его критике и основательно ограничить. Более того, придется
сделать ему, доверию, хирургическую операцию. А именно, в то место, где у
доверия входные ворота, где находится слепая дыра, ведущая в душу, -
вот в это самое место придется вставить, вживить
глаза.
Обозревая немалый опыт родителей, уже воспитавших своих детей более или
менее адекватными человеками, плюс свой собственный скромный опыт с
пятерыми мальцами, - трое из которых уже выросли, а двое еще растут, -
могу обнадежить: если ребенку не мешать самому работать со своим
доверием и постепенно
озрячивать его, то в большинстве случаев
она сама собой образуется, эта, условно говоря, разумная осторожность.
Более того, многим детям она присуща в зачатке уже врожденно и сама
служит первоначальным фильтром для отсеивания того и тех, кому доверять
можно, от того и тех, кому не очень или совсем нельзя. Уже полугодовалый
младенец, находясь в компании незнакомых или малознакомых людей, сам
инстинктивно потянется к тому, кто из них всех добрее и спокойней, а
того, кто внутри черен, отметит либо подозрительным взглядом, либо явным
игнорированием, а то и ревом
во всю глотку. И тут иногда подумаешь: кому же у кого надо учиться
этой самой разумной осторожности...
Для инстинктивно, врожденно разумных в отношении к
доверчивости детишек старшие - только поставщики жизненного материала,
из которого дети сами успешно строят свою систему мироотношения. Они
будут и любопытничать когда надо, спрашивать, если не словами, то
взглядом, будут сами ставить эксперименты с теми или иными предметами,
явлениями и людьми, делать выводы и проверять их снова и снова... Будут,
конечно, совершать и ошибки, иногда рисковать, иногда получать травмы,
иногда очень серьезные и опасные, - ну а как же без этого?
Чем больше мать страшится мысли о возможной
смерти ребенка, тем меньше у него условий стать хоть сколько-нибудь
физически развитым и духовно самостоятельным человеком... Смотрите, как
бы, оберегая от бактерий, не поместить ребенка в атмосферу,
перенасыщенную затхлостью скуки и безволия. Из страха, как бы
смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни; не желая,
чтобы он умер, не даем ему жить... (Януш Корчак) Разумное,
но еще неопытное существо по имени Ребенок врожденно знает, что
окружающему миру, включая и людей, априорно, от балды, не следует ни
доверять, ни не доверять. А надлежит этот мир исследовать. Познавать. С
долей риска - как правило, затаенной, трудно определимой. А иначе -
никак.
На самом-то деле вы очень правильно, очень хорошо
поставили свой вопрос. В нем уже есть ответ. В диалектичности ответ, в
двух чашах весов, меж которыми ищется подвижное равновесие... И ответ
вот какой: разумной осторожности научить нельзя, но стремиться к этому
надо.
Еще один ответ: у нас у самих нет разумной осторожности.
Ни у кого нет ее в той точно отмеренной дозе, которая только и делает
лекарство максимально действенным и безопасным. Всегда осторожности либо
недостаток, либо какой-то избыток, и всегда колебания и шараханья из
стороны в сторону. Обжегшись на
молоке, дуем на воду, кустов пугаемся, зато денежки доверяем не тем,
кому следует, голоса выборные и подавно. Под видом воды глотнуть можем и
яду, тем паче, если вода с градусами...
Вы говорите «дети»,
вообще дети. Какие дети? Какой ребенок конкретно?.. Дети - это ведь и
младенцы, и юноши в цвете лет, и девочки, и мальчики, и боязливые, как
зайчики, и отчаянные, оголтелые…
Вот возьмем нечто совсем
«простенькое»: переход
через улицу, полную несущихся машин, или даже просто нахождение на
такой улице. Целую книгу надо написать о том, как переходить улицу
взрослому, чтобы уменьшить риск быть сбитым. Уменьшить, только
уменьшить. Не устранить риск совсем - этого не получится! Даже если
спокойно стоишь на остановке, есть вероятность того, что какой-нибудь
Неподберуслова в тебя въедет. Недаром москвичи говорят: переходя улицу
на зеленый свет, смотри на машины, а не на светофор - он еще никогда ни
на кого не наезжал. И на меня в текущем тысячелетии зеленый светофор ни
разу не наезжал посреди перехода, а обкуренный Ненайдуругательства
зверски наехал и переломал тазовые кости. А вы говорите: «не задевая
доверия к людям»...
Обидно, правда? Именно в этот раз не нарушил
правила, а пострадал жестоко. Сам-то я по своим характерологическим
особенностям обычно перехожу улицы с риском, близким к максимальному,
иногда и зеленого не жду, если вижу, что обстановка позволяет. Манеру
сию категорически и справедливо не одобряет моя жена, придерживающаяся
противоположной тактики: она даже на зеленый не переходит по причине
того, что он скоро кончится. Но у нас так и распределены семейные
обязанности: я - Газ, она - Тормоз. Хорошая, кстати, психологическая
метафора - придумали школьники: 11-летняя дочка недавно меня спросила:
«Пап, а ты кто, Газ или Тормоз?» Я, чуть подумав, ответил: «Вообще-то
Газ. Но для тебя, наверное, Тормоз».
Пока учат водить машину, инструктор подсказывает: жми на газ,
жми на тормоз... А для жизни можно разве составить такую инструкцию на
все случаи? Попробуем же для начала хотя бы определить, кто наш ребенок
больше: Газ или Тормоз?.. Определив, легче решим: что нужно чаще:
подталкивать или удерживать...
Да, в отношении своих детей я скорее тормоз - невольно проецирую
на них когда-то загнанную собственную боязливость... Газотормозное
соотношение может сильно меняться на протяжении жизни. И так бывает, что
ребенок, в раннем возрасте недоверчивый, осторожный до боязливости, в
такой степени, что даже отстает в набирании опыта, - подойдя к рубежу
пубертата, вдруг делает поворот на 180 градусов и оказывается доверчивым
до безрассудства, внушаемым до беспредельности, а то и безбашенным...
Один из моих сыновей проделал похожую траекторию и постепенно, хотя и с
изрядным запозданием, более или менее уравновесился.
Пожелание: если вы приводите ребенку (любого возраста)
какой-то негативный пример, ставящий мир и людей под знак недоверия, то
потрудитесь обязательно тут же подыскать альтернативный пример -
положительный. Лучше даже парочку, но хотя бы фифти-фифти. Причем важно,
чтобы и эмоциональный вес, интонационный удар того и другого случая был
либо одинаков, либо с перевесом в сторону положительного.
Еще пожелание. Далеко не во всех случаях следует
объяснять ребенку причину предостережения или запрета на что-то и
обрисовывать возможные страшные последствия нарушения запрета. «Не стой
близко к краю тротуара», «Не подходи близко к краю платформы в метро».
«А почему?» - может спросить любопытное дитя. «Ну не стоит, и всё. Не
надо». Без лишних слов, просто всем видом, интонацией и собственным
примером показывая, как не надо - и как надо.
Больших Правил
Безопасности не так много, не более, вероятно, десятка-полутора. Их
можно преподавать в нужных словах и интонациях сперва малышу, а потом и
подрастающему человеку, доходчиво для каждого возраста и характера
преподавать. Не стоит раздергивать ребенка по каждой мелочи, из каждого
неловкого движения устраивать драму... Панические, крикливые,
одергивающие,
гиперопекающие
мамаши порождают либо сверхтревожного невротика (если не
психотика), либо глухую к сигналам настоящей опасности, с бронированными
психологическими защитами, туповатую личность. Часто оба эти персонажа
живут в одном человеке - живут, но не уживаются: один беспрерывно
газует, другой тормозит и тормозит... Каким может быть результат
постоянного одновременного нажатия и на газ уверенности, сиречь доверия
жизни и себе, и на тормоз - недоверие, неуверенность?..
…После того, как этот текст был опубликован в моей бесплатной
интернет-рассылке «Конкретная психология», ко мне пришло письмо от
психолога Татьяны Р. Привожу его без редакции и сокращений. ВЛ, хочется дополнить кое-что к затронутой вами в недавней
рассылке теме безопасности детей - поделиться своим скромным опытом.
Мы с мужем провели, если можно так сказать, жизненный эксперимент
над своим сыном. С самого нежного возраста он слышал от нас
предупреждения и получал возможность понять, к чему это предупреждение
относится. «Горячо!» - говорил муж, когда малыш пытался
добраться до огонька свечи. Достаточно ему было чуть-чуть
прикоснуться к расплавленному воску, как он понял, о чем говорит папа.
Пополз к остывающему на полу утюгу - оставили специально, наблюдая и
контролируя ситуацию. «Горячо!» Сынуля приблизил ручонку к подошве,
почувствовал исходящее тепло и остановился. «Ай!» - сам грозит утюгу
пальчиком. С тех пор, достаточно короткого и быстродейственного
«Горячо!», вместо «Уйди, не лезь, обожжешься, сгоришь…». «Край»,
«Скользко», «Ступени», «Опасно» - короткие слова, которые останавливают
моментально. И ведь выбор-то за ним, что особенно важно для нашего
трехлетки.
Простым предупреждением мы заостряем внимание
малыша на особенностях реальности, с которыми он может столкнуться, а уж
как действовать - решать самому... Наша забота - только соотносить, где
он может справиться сам, а где пока требуется помощь мамы и папы. Как
же он в три года поймет, как действовать в рискованной ситуации?.. А игры?
А мультики? А личный пример? А сказки?.. Весь этот материал очень
прочно откладывается в детской головке и срабатывает, когда это
необходимо.
«Смешарики», например, и подаренный на двухлетие игрушечный
светофор помогли обучить маленького основам правил дорожного движения.
Понятно, еще не скоро он один через дорогу пойдет. Но есть надежда, что
сейчас нам удалось игрой и удовольствием прочно вложить ему в
подсознание, как безопаснее вести себя на дороге. Позже объясним еще раз
и иначе, например, когда будет осваивать двухколесный велосипед... Он
уже сейчас знает, что делать, чтобы согреть замершие ноги, щеки, нос и
куда нужно встать, если сильно трясется дом (для нашего региона это
актуально), запоминает короткие номера мобильников мамы и папы... Все
это в игре, на ходу или в очереди - как развлечение, как способ
скоротать время в дороге. Но прочно и надежно!..
Мамы, папы, бабушки, дедушки, слышите? Вот так,
развлекаясь, в игре, между прочим, можно обучить ребенка многим
буквально спасительным навыкам. Не упустим этих возможностей...Татьяна Р. продолжает: ...В силу
физиологических особенностей нашему сыну особо полезно уметь падать,
лазать, прыгать. (Да и любому малышу это не помешает, тем более, что
соответствует их потребностям в полной мере.) Иначе ему грозит то, чем
страдала я, - не вылезала в детстве из травмопункта
из-за вывихов и растяжений... Меня уговаривали, требовали - не лазь, не
карабкайся, не прыгай! Не учись, короче, управлять доставшимся тебе
телом со странными костями и связками - подвижными, гибкими сверх
меры...
Мы не надеемся уберечь нашего ребенка ото всех
опасностей, но даем возможность узнать кое-какие поближе - и как в них
действовать. Где-то, возможно, перегибаем палку... Но и результаты
очевидны. А вот ребенок наших соседей, воспитывающийся криками,
угрозами, ограничениями, высмеиванием и запугиванием, умудрился свернуть
шею... во сне. Повернулся неловко - голова не держится. Вердикт врачей -
связки ни к черту. До этого - вывихи, раскушенный напополам язык,
падение с лестницы, попытка утонуть в дачной бочке - и все по причине
неловкости, неуклюжести. Кричащая закономерность. Вы думаете, мама хоть
что-то сделала для изменения ситуации? Ну да, сделала - еще больше
ограничила движение... Не говорю, что мы супер правильные родители, но
иногда на такое насмотришься, что перекреститься хочется: «Спасибо Тебе,
Боже, что хоть чуть-чуть глаза нам приоткрыл...»