Какая была бы наша жизнь, если человек не обладал бы фантазией? Мы бы
лишились почти всех научных открытий и произведений искусства, наши дети
не услышали бы сказок, не смогли бы играть во многие игры, и даже не
смогли бы усвоить школьную программу. Проще сказать - лишите человека
фантазии и прогресс остановится! Значит, фантазии являются одной из
важнейших способностей человека.
Мир детской фантазии
разнообразен, и начинает бурно развиваться после третьего года жизни
ребенка. До этого идет активная подготовка, от которой во многом
зависит, как пойдет дальнейшее развитие. В этот период малыш познает мир
через общение с мамой: мама читает книжку, мама рассказывает, для чего служит той или иной предмет, мама учит основам игры.
Возраст
с 4 до 7 лет - самый расцвет фантазии. Дети гораздо более
наблюдательны, чем взрослые и им гораздо проще создавать свои
представления о различных предметах и явлениях. Например, облако
интересно тем, что похоже на слона или дракона, камешки и фантики -
бесценный клад, найденный в сказочной пещере, а старая машинка без колес
- «секретная установка».
Основной деятельностью ребенка становится игра,
которая развивает восприятие, внимание, память, воображение, интеллект.
Поводов для фантазии становится великое множество. Наиболее ярко
детские фантазии проявляются в сюжетно-ролевых играх со сверстниками.
Примеры этих игр нам всем хорошо известны из нашего детства:
«дочки-матери», «магазин», «больница», «войнушка» и т.д. Дети переносят
реальные ситуации в игру, но при этом способны отличить реальность от
выдумки. В этом вы можете убедиться сами, когда услышите в речи ребенка
слова «как будто» и «понарошку».
Еще одна сторона
фантазии - придумывание различных историй, иногда самых невероятных.
Источники таких фантазий весьма разнообразны. Часто фантазией становится
яркий сон, выражение самого заветного желания («А мне купили собаку!»),
стремление «вырасти» в глазах друзей и поднять свой авторитет («А мой
старший брат...» - и тут старшему брату приписываются несуществующие
качества и достоинства), попытка преодолеть собственные страхи.
Реакции
на подобные истории - это спокойное и достаточно заинтересованное
отношение к рассказам ребенка. Никогда не ругайте ребенка за его
фантазии. Подобные истории не являются ложью
в прямом смысле слова хотя бы потому, что они не приносят ребенку
никакой ощутимой выгоды. Если описанные в историях события чересчур
фантастичны, попросите ребенка изобразить его фантазии на бумаге. Таким
образом, фантазии превратятся в художественный вымысел, а ребенок начнет
учиться творческому самовыражению, которое пригодится ему для успешной
учебы в школе.