Большинство малышей в полтора-два года уже способны изъясняться простыми
фразами. К трем они уже активно общаются, связно пересказывают события
дня. Забавно картавя, болтают с родителями, вызывая умиление у прохожих.Но есть детишки-молчуны. Они прекрасно понимают речь. Они развиты не
хуже, чем их сверстники. Они играют в те же игры, с той же легкостью
собирают простенькие головоломки, но при этом не говорят. В лучшем
случае, они используют отдельные слова. В худшем - молчит или
объясняется только жестами. На фоне своих сверстников такой ребенок
выглядит неразвитым, отсталым. Любое сравнение своего ребенка с другими
вызывает у родителей обоснованный вопрос: а все ли с нашим ребенком в
порядке?
Как же вести себя родителям маленького молчуна, чего опасаться, когда бить тревогу?
Прежде
всего, поговорить со своими родственниками и родственниками мужа.
Узнайте, не было ли подобных молчунов в роду ранее. В некоторых семьях
имеется свой график речевого развития
ребенка, несколько отличный от общепринятого. Такие дети начинают
говорить поздно, но к четырем-шести годам полностью нагоняют сверстников
и ничем от них не отличимы по своему развитию.
Если у Вас
такой случай, не запугивайте себя. Не волнуйтесь. Ребенок заговорит
между тремя и четырьмя годами. Просто наберитесь терпения и побольше
занимайтесь с малышом. Хотя сейчас он молчит, он прекрасно запоминает
новые слова. И словарный запас Вы можете нарастить до того, как он
начнет эти слова произносить.
Если известных случаев позднего
речевого развития в роду не было, и при этом ребенок получает достаточно
внимании и общения, но речевое развитие его задерживается, это тоже не
повод для паники. Однако, следует пройти обследование у невропатолога,
чтобы убедиться, что нет каких-то причин, из-за которых речевое развитие
ребенка задерживается. Так же следует проверить слух
малыша. Слабослышащие дети могут слышать и понимать речь, но из-за
того, что это связано для них с рядом трудностей, развитие их может идти
медленнее, чем у обычных детей. Если причина задержки речевого развития
ребенка обнаружится, её устранение решит проблему. Если же препятствий к
развитию нет, значит, Вы просто торопите события.
До трех-трех с
половиной лет ребенок может не осознавать выгод, которые дает ему
речевое общение, и просто не испытывать желания разговаривать. Часто
такая ситуация возникает в семьях, где родители очень хорошо понимают
ребенка. Малышу не нужно что-либо объяснять, не нужно что-либо просить
словами. Как следствие, у него нет потребности осваивать речь.
В данном случае, основной задачей родителей является постоянно создавать для ребенка ситуации, провоцирующие его применить речь.
Начиная с таких простых уловок, как произнесение названия предмета с
указанием на него (Смотри, птица! Смотри, цветочек) и намеренного
непонимания просьб ребенка, до помещения его в среду активно
разговаривающих сверстников.
Кроме стимуляции ситуаций,
провоцирующих ребенка разговаривать, следует уделять особое внимание
играм, стимулирующим тонкую моторику пальцев. Так как зоны головного
мозга, отвечающие за тонкую моторику пальцев и артикуляцию, связаны,
такие упражнения облегчат малышу освоение новых звуков и слогов, помогут
быстрее нагнать сверстников, когда он начнет говорить.
Отдельно
следует поговорить о ситуации, в которой ребенок в раннем возрасте
перенес физическую или психическую травму. Травмы и потрясения,
пережитые в раннем возрасте, могут пройти бесследно, а могут весьма
заметно сказаться на развитии малыша. Очень важно, чтобы хороший
психолог и невролог помогали Вам в борьбе с последствиями травмы. Не
переживайте, по большей части, дети, речевое развитие которых было
замедленно из-за травмы или потрясения, к школе догоняют своих
сверстников.
Самый тяжелый случай, это задержка речевого
развития из-за трудноустранимых или неустранимых дефектов физического
развития. Вам понадобится очень много терпения, чтобы помочь малышу
освоить речевое общение и осознать его удобство и выгоды. Однако, даже в
этом случае не стоит опускать руки. Давно уже разработаны специальные
методики которые помогают детям с нарушениями слуха, артикуляции,
формирования необходимых для освоения речи зон головного мозга все-таки
преодолеть препятствия и начать говорить столь же уверенно, как и
обычные дети.
Помните: Ваш ребенок не становится хуже других
детей от того, что не заговорил так же рано, как они. Вам незачем
стесняться его молчаливости. Каждый ребенок уникален и индивидуален в
своем развитии. Не позволяйте сомнениям понизить вашу самооценку и Вашу
веру в своего малыша. Рано или поздно, легко или с трудностями , но он
догонит своих сверстников. А Вы ему в этом поможете.