меню
Планирование

Беременность и Роды
Родителям
МАЛЮТКА (до года)

Малыш от 1-2 лет
МАЛЫШ от 2до 4 лет
Ребёнок от 4 до 7
ШКОЛЬНИК


Статьи |
Главная » 2009 » Декабрь » 1 » Школьная успеваемость или жизнь взаймы. Часть 1
03:50
Школьная успеваемость или жизнь взаймы. Часть 1

Школьная успеваемость или жизнь взаймы. Часть 1

Как это ни прискорбно, нет однозначного ответа на вопрос: «Как повысить успеваемость ребенка?» А нет его, потому что нет единой причины неуспеваемости, этих причин много, но именно их понимание позволит найти пути преодоления этой проблемы. Чаще всего и родители, и педагоги связывают проблемы обучения с уровнем интеллектуального развития. Отсюда и вопросы: «Почему он плохо учится, ведь совсем не дурак?» В действительности же, ребенок может плохо учиться, потому что ему не хватает сил, или потому что у него снижены интеллектуальные способности, или ему неинтересно, или это невротический симптом, или просто назло маме. И в каждом случае помощь ребенку будет различной. Серьезное и подробное освещение того, каким образом это делать, невозможно в пределах одной статьи, поэтому акцент мы сделаем на основных причинах школьной неуспеваемости и на том, как с самого начала обучения предупредить это явление.

Сейчас, как никогда, родители и учителя озабочены вопросами успеваемости детей. Любой родитель беспокоится о будущем своих детей, это нормально, и это родительский долг – подготовить ребенка ко взрослой и самостоятельной жизни. Но в условиях экономической нестабильности тревога родителей выросла до невероятных размеров. Часто родители думают, что хорошая успеваемость в школе – это гарантия поступления в ВУЗ и, как следствие, панацея от всех бед, которые ждут ребенка во взрослой жизни. Безусловно, хорошая успеваемость – это в большой степени вероятность того, что молодой человек хорошо устроится в жизни, но все же это всего лишь вероятность, а не гарантия. Примером тому многочисленные истории из жизни, когда троечники более успешны во взрослой жизни, чем отличники.

Вот реальный пример. Мария, которой сейчас 18 лет, в школе была круглой отличницей и активно принимала участие в общественной жизни школы, была любимицей учителей, и все как будто бы говорило о том, что эту девочку ждет блестящее будущее. На самом деле, сейчас жизнь Марии очень сложна. Она страдает от расстройства, которое называется нервная булимия, у нее нет друзей, учеба в ВУЗе идет с огромными трудностями (временами она просто не ходит на занятия без какой-либо объективной на то причины), периодически она находится в состоянии депрессии. Жизнь Марии, этой очень симпатичной и умной девушки, пронизана страданием. Да, она умеет отлично учиться в организованной и привычной среде, но жить как самостоятельный взрослый человек она не умеет, и поэтому она болеет и страдает. И таких примеров очень много.

Как это можно объяснить? Это случаи, когда отличная учеба является невротическим симптомом родителей и ребенка. То есть ребенок учится вместе и для родителей, а не потому, что ему самому это нужно и интересно. Как правило, эти дети очень сильно связаны с родителями, они испытывают огромную (чаще всего неосознаваемую) эмоциональную зависимость от родителей, почти такую же сильную, как зависимость младенца от матери. И пока не разорвана связь родителей и ребенка, он учится отлично, как только эта связь разрывается, прекращается и отличная учеба. Кстати, в ходе психотерапии Марии стало явным ее огромное страдание по поводу того, что мама ее не любит и интенсивная потребность, чтобы мама любила. Конечно, это не значит, что мама действительно ее не любила или не любит, просто Мария так ощущает их отношения. Она была отличницей для мамы. Кто-то скажет: «А что здесь плохого?» Плохо здесь то, что девушка так и не научилась жить для себя, а не для мамы, и то, что в жизни почти невозможно получать только пятерки, а другого способа ощущать, что ты любима (а именно это для нее важнее всего) Мария не знает. И от других людей она, сама того не осознавая, ждет безусловной материнской любви.

Тревога родителей является полем сражений, где происходят драматические поединки между огромным стремлением родителей дать ребенку хорошее образование, стремлением ребенка жить (не только обучаться в школе, но и просто жить) и стремлением педагогов удовлетворить свои профессиональные амбиции. Не зря именно в последние 10-15 лет мы видим огромный рост всевозможных образовательных и «развивающих» программ и учреждений для детей самого разного возраста, где ребенка обучают математике, иностранным языкам и т.д., начиная чуть ли не 2 лет. Как известно, спрос рождает предложение. Тревога родителей – это пространство для манипуляций специалистов, которые обучают, лечат и развивают детей. Тревога родителей превращает ребенка в объект, в который нужно загрузить много-много знаний и умений, и никто не думает о том, что ребенок рождается не для того, чтобы быть отличником, а для того, чтобы проживать свою собственную жизнь. Жизнь, в которой наряду с учебой есть еще игра, друзья, общение, удовольствие.

И получается, что родители ставят ребенка перед выбором: либо хорошо учиться, либо хорошо жить. Слава Богу, многие дети, став подростками, выбирают второе, но это тоже неполноценно, надо уметь и учиться тоже. Самое главное в школе – это не накачать ребенка всевозможными знаниями, а научить его учиться и ориентироваться в отношениях.

И все же, никто не станет отрицать, как важно помочь ребенку не просто учиться, а учиться хорошо. Смысл в том, что фанатизм (и родительский, и педагогический) здесь не уместен. Мы уже поняли, что отличная успеваемость может быть невротическим симптомом, но и неуспеваемость тоже может им быть.

Как помочь ребенку преодолеть неуспеваемость? Как избежать этой проблемы? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим, что же такое обучение вообще. Собственно, в ходе этого рассмотрения мы и будем находить ответы.

Обучение – это деятельность, и ее эффективность зависит от нескольких основных составляющих: ресурсов, мотивации и удовлетворения. Начнем с ресурсов. Что касается учебы, то здесь мы говорим о состоянии соматического здоровья или нездоровья ребенка, его интеллектуального развития и психического развития. Конечно, это все взаимосвязанные вещи, но для упрощения изложения, мы рассмотрим их несколько раздельно.

Ресурсы.

Понятно, что соматически нездоровый ребенок имеет меньше шансов хорошо учиться. Многие соматические заболевания астенизируют ребенка, то есть ему попросту не хватает сил и энергии полноценно участвовать в процессе обучения, он быстро утомляется и истощается. И родителям необходимо учитывать этот фактор, выбирая школу и программу, по которой ребенок будет обучаться. Особая статья – это органические поражения центральной нервной системы. Эти поражения в разной степени влияют непосредственно на интеллектуальные способности ребенка, и, соответственно, на успеваемость в школе. Поэтому, если Ваш невропатолог говорит о наличии у ребенка подобной патологии, особенно очень выраженной, то ради Бога, не требуйте от ребенка невозможного: либо подберите ему адекватную его способностям программу обучения и педагогов, либо не ждите блестящих успехов и не наказывайте ребенка без разбора за их отсутствие – иначе через несколько лет хлопот не оберетесь. Адекватность выбора школы и программы – это во многом залог и хорошего самочувствия ребенка, и его успеваемости.

Интеллектуальный уровень ребенка – следующий фактор успеваемости. Что такое интеллект? Это общая способность к познанию и решению проблем, а также это система всех познавательных способностей: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Известно, что в целом люди имеют средний интеллектуальный уровень, часть обладает высоким и очень высоким интеллектом, а часть низким и очень низким. Это к вопросу о том, во сколько лет идти в первый класс, какую школу и программу обучения выбрать. Действительно, есть очень развитые дети, которые способны успешно учиться с шести лет и по очень сложным программам, более того, многие такие программы и создавались в расчете на этих детей. Но нужно быть реалистами: большинство детей не готовы идти в школу с шести лет (многие и в семь-то не готовы) и им очень тяжело учиться по сложным программам. Это не говорит о том, что с детьми что-то не в порядке или они отстают в развитии, совсем нет. Это говорит о том, что каждый ребенок развивается в своем темпе, не существует жестких возрастных норм, все они условны. То есть, в конце концов, к окончанию начальной школы все поймут, как решать уравнение с одним неизвестным, но одному ребенку это понятно уже в первом классе, а второму станет понятно в третьем, хотя и тот и другой ребенок имеют нормальный интеллект, различается лишь скорость его развития. Поэтому, если Вы выбираете для своего ребенка престижную школу с очень высокими требованиями к интеллектуальному уровню развития (проще говоря, учиться там очень тяжело), то, пожалуйста, убедитесь, что Ваш ребенок «потянет» это обучение, иначе проблемы и с успеваемостью, и с самочувствием, и с отношениями Вам гарантированы.

Интеллектуальный уровень ниже нормы называется умственной отсталостью (разной степени выраженности). В этом случае жестоко требовать от ребенка хорошей успеваемости по общей программе, ребенок нуждается в специализированном обучении (которое, кстати, при грамотной его организации и просвещении родителей позволит адаптировать ребенка настолько, насколько это возможно).

Теперь о психическом развитии. Разумеется, при наличии психического заболевания почти всегда хорошая успеваемость невозможна. Здесь мы говорим о психически нормальных детях. Что такое нормальный уровень психического развития? Конечно, этому вопросу можно посвятить отдельную книгу, настолько он обширен. В целом же, это общая адекватность и эмоционально-волевая зрелость ребенка. То есть, ребенок может жить, заниматься разными видами деятельности и общаться, не испытывая слишком большой тревоги. Это и внутренняя способность ребенка справляться со стрессами и напряжением, посильными для его возраста. В противном случае ребенок будет реагировать различными психическими симптомами (в обиходе называемыми психологическими проблемами), в том числе и успеваемость будет страдать. Таким образом, в этом случае помощь психотерапевта или психолога – это путь преодоления неуспеваемости.

Безусловно, в жизни невозможно четкое деление причин плохой успеваемости, не всегда можно выделить преобладание либо органического компонента, либо интеллектуального, либо собственно психологического. Часто бывает, что у одного ребенка мы видим несколько причин плохой успеваемости.

Иногда при наличии сохранного интеллекта, ребенок производит впечатление умственного отсталого. Исследование таких детей показало, что они неосознанно затормаживают свое мышление в целом. Это особенно характерно для детей, переживших или переживающих жестокое обращение (не только физическое), переживших что-то, что невозможно помнить и осознавать без тотального, уничтожающего ощущения боли и ужаса. В этом случае торможение интеллектуальных функций – это пусть и неадекватный, но все же способ ребенка справиться со страданием. Часто педагоги и психологи не подозревают о подобных вещах, и таких детей определяют в коррекционные классы внутри школ (я бы назвала их резервациями) или даже в спецучреждения.

Вообще, говорить о психических ресурсах ребенка сложнее, чем о ресурсах биологических и интеллектуальных. И здесь вопрос в том, как связана способность ребенка успешно осваивать обучающую программу с уровнем тревоги, которую испытывает ребенок большую часть времени. Эта связь далеко не однозначна. Понятно, что любое событие (даже пустяковое) вызывает в нас некую реакцию, как-то беспокоит и тревожит. Каждый из нас способен выдерживать определенный уровень тревоги без особенного ущерба для жизни в целом. Для каждого человека этот уровень индивидуален. То есть одни дети могут хорошо учиться, испытывая даже очень большую тревогу, а другие дети, даже при маленьком уровне тревоги будут дезорганизованы и не способны осваивать учебную программу. Если Ваш ребенок слишком тревожен и чувствителен (а это зависит от разных причин, в том числе и от тревожности самих родителей), то ему будет очень сложно учиться в условиях погони за отличными оценками. К счастью, хороший психолог или психотерапевт может помочь снизить уровень тревожности ребенка.

Ресурсы ребенка (биологические, интеллектуальные и психологические) в целом можно определить, как его потенциальные и актуальные возможности обучения и адаптации. И эти возможности родители просто обязаны соотносить со своими амбициями в отношении ребенка, что на практике происходит очень редко. Соответствие ресурсов ребенка и запросов родителей – это волшебный ключик, которым открываются многие тайны школьной неуспеваемости.

Источник: Психоаналитический
Центр на Карповке



Просмотров: 254 | Добавил: ВЕРНЫЙ
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
форма входа
Пятница 30.11.2012


Логин:
Пароль:
Block title
прогноз погоды
Нужен ли раздел СП
Нужен ли на нашем форуме раздел СП ?
Всего ответов: 50
Связь с Админом
6943622
477877894
Агент@mail.ru360568@list.ru
Кликни на картинку
Построим дом для ВЯТКА МАМА (теперь у нас есть свой домик)
Internet Map
.
За день до рождения ребенок спросил у Бога:
"Я не знаю,что я должен делать в этом Мире".
Бог ответил:
"Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой".
"Но я не понимаю его язык" "Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед" "А как зовут моего ангела?" "Неважно как его зовут... ...ты будешь называть его: MAMA...
Друзья
ВЯТКА МАМА © 2012
Создать сайт бесплатно
Карта сайта
Адресная книга Интернет. Желтые страницы. создание сайта, разработка сайта